ГБОУ "ШКОЛА "КОРН" Г.О. ДОНЕЦК"
Донецк
  • Инклюзивное образование

    Инклюзивное образование

    Инклюзивное образование означает, что все дети вне зависимости от их этнической принадлежности, физических и ментальных особенностей включены в общую систему образования и учатся с ровесниками в обычных школах по месту жительства. При этом специализированные школы не должны закрываться — просто у родителей появляется реальный выбор, какую систему обучения предпочесть для ребенка. 
    Суть инклюзивного образования – внедрение ребенка с ОВЗ в нормальную среду, чтобы он мог получать не только знания, но и социальный опыт, принимать участие в коллективной внеурочной деятельности, общаться с детьми, не имеющими проблем со здоровьем.
    Главная идея инклюзивного обучения – акцент на ценности и уникальности каждого человека, внедрение в сознание детей мысли о том, что любой из них, несмотря на индивидуальные особенности, может учиться, общаться со сверстниками, заниматься творчеством, физической культурой и спортом. Социум открыт для всех, и наличие инвалидности не является значимым препятствием для активной жизни людей с такими проблемами.
    Для детей с ОВЗ инклюзивное образование – возможность не отрываться от семьи, находиться рядом со своими близкими, а не в специальном интернате, который может располагаться в десятках и сотнях километров от родного дома. Обучение в обычной школе позволяет им сохранять родственные связи, жить в семье, ощущать постоянную поддержку близких.
    Учебное заведение должно создать определенные условия инклюзивного образования, позволяющее успешно решать вопросы физической, психологической и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

    Документы, регламентирующие инклюзивное образование

    1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

    https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=443940

    2. Указ Президента   Российской   Федерации   от   4   февраля   2010   года   №   Пр-271

    «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"».

    https://sh04luga.ru/docs/base/fed.ur/fed_zakoni/Инициатива-Наша%20новая%20школа.pdf

    3. Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

    https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=441469

    4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).

    http://psi-center21.ru/files/fgos/sanpin_2.4.2.3286-15.pdf

    5. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (в ред. от 17 июля 2015 г.).https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=334303

    6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.http://www.educaltai.ru/upload/iblock/205/prikaz-minprosveshch-rossii-ot-21.09.2022-n-858-fpu.pdf

    7. Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=172583

    8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=184188

    9. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".https://сао.мск.мвд.рф/document/16749589

    10. Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода, обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности".https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70553798/

    11. Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=329938

    12. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082).https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=220410

    13. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утвержден приказом Минобрнауки России 29 августа 2013 г. № 1008).https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=222406

    14. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=281205

    15. Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), неимеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам".https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=223005

    16. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=444229

    17. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

    https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-19122014-n-1599/

    18. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 года № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".

    https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70534148/

    19. Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 "О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М "Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому" и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому" (совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому).http://sc25lipltz.ucoz.ru/20193/02062021/48.m1035.pdf

    20. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=279624

    21. Приказ Минобрнауки РФ от 2 декабря 2015 г. № 1399 "Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования”.https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71233840/

    22. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015

    №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»

    https://edu-22.ru/index.php/doku/dokumentatsiya/komitet/obrazovanie/fgos/fgos-noo

    23. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015

    №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»

    file:///C:/Users/user/Downloads/standart_ooo_izm1.pdf

    24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015

    №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413»

    file:///C:/Users/user/Downloads/standart_coo.pdf

    25. План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым от 11.02.2015 N ДЛ-5/07вн

    https://sc1-bk.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/45-plandeystviypoobespecheniyuvvedeniyafederal-nog.pdf

    26. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ". Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/

    27. Письмо Министерства образования и науки РФ от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий». Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико- педагогических комиссий в Российской Федерации.https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-23052016-n-vk-107407-o-sovershenstvovanii/

    28. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 г. № ВК-45207 О внедррении ФГОС ОВЗ. Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО

    http://school5.kristel.ru/images/document1478056875.pdf

    29. Приказ Минобрнауки России от 30.06.2016 № 4154Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы. http://ds27.ed09.ru/uploads/mejvedomstvennyiy_kompleksnyiy_plan_po_voprosam_inklyuzivnogo_obrazovaniya.pdf

    30. Письмо Министерства образования и науки РФ от20.02.2017 №07-818 «Методические рекомендации по организации обучения учащихся по ФГОС ОВЗ»

    http://sc25lipltz.ucoz.ru/20193/02062021/metod_20_02_2017.pdf

    31. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20.02.2017 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с УО»

    https://овз.рф/npa/tip-ovz/uo/org-od-uo/

    32. Письмо о получении общего образования лицами с умственной отсталостью от 02.11.2018 г. № ТС-459/07  https://cdyt.krymschool.ru/upload/rksccdyt_new/files/fc/3e/fc3e43dd5f017fa4de206c63cf72918d.pdf

    33. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ОВЗ».

    https://minobr-ra.ru/upload/iblock/e8a/07_3517_190816.pdf

    34. Письмо Министерства образования и науки РФ от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»http://school5.kristel.ru/images/document1478056921.pdf

    35. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания", в том числе профессиональный стандарт тьютора.https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=288515

    36. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2017 № 351н "Об утверждении профессионального стандарта "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья", вступил в силу с 16.05.2017.

    https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=330601

    Распоряжение министерства просвещения 09.09.2019 №Р-93

    «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

    https://uokanev.ru/documents/fgosovz/fed/Rasporyajenie_MINPROSV_r-93_ot_09-09-2019.pdf

    Приказ об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

    https://base.garant.ru/70862366/

    Приказ об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/

    Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощиhttp://school5.kristel.ru/images/ikluziwnoe_obras/приказ_об_обеспечении_доступности_для_инвалидов.pdf

    Санитарно-эпидемиологические требования для обучающихся с ОВЗ 

    http://school5.kristel.ru/images/ikluziwnoe_obras/sanitarnie.pdf

    ФАОП

    http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303220005  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023
    "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
    (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654)

    http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212300059 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026
    "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
    (Зарегистрирован 30.12.2022 № 71930)

    http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022
    "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
    (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)

    http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303220006  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025
    "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
    (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)

    Служба психолого-педагогического сопровождения как структурный элемент организации,  созданный локальным актом организации.

      Деятельность психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса организована в соответствии с положением,  и ее моделью, направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации.

      Формами взаимодействия специалистов образовательных организаций, объединяющихся для сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации являются:

    • психолого- педагогический консилиум (ППк);
    • совет профилактики;
    • школьная служба медиации (примирения).

      В соответствии с компонентами процесса сопровождения в учреждении определены формы и содержание работы специалистов сопровождения:

    • психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в проблемных и трудных жизненных ситуациях;
    • диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, построении индивидуальной траектории образования обучающихся;
    • создание условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии;
    • психологическая поддержка в создании условий для духовно - нравственного воспитания обучающихся;
    • психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей;
    • проведение мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, асоциального, виктимного, суицидального и т.п.);
    • профилактика насилия и защита детей от информации, наносящей вред их психическому здоровью и нравственному развитию;
    • содействие развитию межкультурной компетенции и толерантности;
    • психолого - педагогическое сопровождение процессов коррекционно - развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

    психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов по вопросам обучения, воспитания, поведения, развития.

    Психолого - педагогический консилиум  организации

    В школе создан постоянно действующий психолого - педагогический консилиум, состоящий из  специалистов, объединенных общими целями,  реализующими психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (в соответствии с индивидуальной образовательной программой) и всех субъектов инклюзивной образовательной среды.

      Целью работы консилиума является: выявление обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, в развитии и социальной адаптации, имеющих отклонения в поведении, и своевременное направление их на ПМПК   (в ситуации изменения образовательного маршрута или получения иной формы образования), а также комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся, в том числе в соответствии с рекомендациями ПМПК.

      В состав психолого - педагогического консилиума входят:

    • председатель ППк - заместитель руководителя организации;
    •  педагоги - психологи;
    • дефектологи;
    • социальный педагог;
    • учителя - логопеды,
    • педагоги, работающие в классе.

      Заседания ППк проводятся не реже 1 раз в месяц по плану.

    ГБОУ "ШКОЛА "КОРН Г.О. ДОНЕЦК" - участник Апробации модели инклюзивной школы

    Развитие инклюзивного образовательного процесса опирается на идею образования для всех. В центре внимания – инклюзивная образовательная организация, в которой создается единое сообщество, формируется инклюзивная культура и реализуется право каждого обучающегося на доступное и качественное образование. Инклюзивная образовательная организация ориентируется на модель образования, использующую индивидуальный подход, учитывающую особенности усвоения учебного материала каждым обучающимся с учетом его особых образовательных потребностей, психофизических возможностей и состояния здоровья.

    Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Приоритетные направления) призваны определить комплекс первоочередных мер и последовательность действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководящих и педагогических работников, научных психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической построения системы качественного доступного преемственного образования обучающихся указанной категории с учетом их психофизических потребностей, динамики социальных, экономических изменений на долгосрочный период.

    К обучающимся целевой группы в рамках реализации Приоритетных направлений относятся обучающиеся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, задержкой психического развития и другими нарушениями психофизического развития, определяющими их особые образовательные потребности и необходимость создания специальных условий для получения качественного доступного образования (от дошкольного до профессионального). 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie